Как выбрать занятия, которые будут соответствовать задачам развития?
Как правило, дети с РАС нуждаются:
- В методах сенсорной интеграции, нейродинамической гимнастике (относится к группе сенсорно-интегративных методов) в связи с тем, что имеют сложности с переработкой сенсорной информации.
- Игровых коммуникативных методах: Денверская модель раннего вмешательства, флортайм, тераплей, ДЭКО для развития коммуникации, игровых действий, самозанятости. Данные методы помогут так же и при задержках речевого развития.
- Для неречевых детей рекомендуется введение системы альтернативной коммуникации. Использование альтернативной коммуникации позволяет соединить звучание слова, его образ и ситуацию, в которой это слово может использоваться. Развитие доречевого уровня коммуникации является этапом развития речи, данный метод может быть полезен для детей с нарушением понимания обращенной речи и сложностями в установлении и поддержании контакта. Исследования показывают, что данный метод стимулирует речевое развитие, однако, следует помнить, что метод не сводится только к использованию карточек, а является системой сложных этапов обучения, и специалист должен иметь необходимую квалификацию. Этот метод может подойти для детей с сенсорной алалией.
- При наличии организованных звуков, способности имитировать и минимальном учебном поведении (принятии демонстрации взрослого, удержания совместного внимания) возможны логопедические занятия. Наиболее эффективны подходы Т. Грузиновой, и Т.Н. Новиковой-Иванцовой, Большаковой и Черняк для развития речи на ранних этапах.
- После 4.5 лет при возможности имитировать и выполнять инструкции для большинства детей необходимы занятия по нейрокоррекции.
- Для формирования бытовых навыков и целенаправленной деятельности хорошо зарекомендовали себя занятия по методике М.Монтессори, которые возможно начинать в раннем возрасте с 1.5 лет.
- АВА подход является научно доказанным методом, работа по функциональному анализу поведения и формированию навыков может начинаться с раннего возраста. Необходимо помнить, что метод не предполагает насильственных действий по отношению к ребенку, применения силы и требует длительного этапа установления контакта и доверительных отношений с ребенком, формирования системы мотиваторов (не опираясь на тотальную депривацию всех стимулов в домашней среде) и только потом переход к направленному формированию образовательных навыков. В развитии навыков необходимо ориентироваться на этапы развития в норме и необходимость навыка в повседневной жизни ребенка.
- Для детей с аутизмом полезна постоянная физическая нагрузка, возможны занятия с кинезиологом.
- После этапа развития коммуникации со взрослым (как более опытным коммуникативным партнером) необходимо включение ребенка в детские коммуникативные группы.
- Остальные типы занятий определяются исходя из интересов и потребностей каждого ребенка.
Формирование бытовых навыков:
- Поощрять инициативу самостоятельного переодевания, еды для развития праксиса и скоординированных сложных действий. Создание благоприятных условий для самостоятельности: доступная среда, замедление оказание помощи, демонстрация образцов действий, оказание физической помощи рука в руке, поощрение самостоятельности.
- Включение в совместную бытовую деятельность, как основу развития практических навыков, самостоятельности и коммуникации.
- Для развития контроля мочеиспускания и дефекации уменьшение использования подгузника, возможность знакомства с ощущениями мокрой и грязной одежды, знакомство с принципами туалетного тренинга, в том числе в материалах по Денверской модели раннего вмешательства. Использование воды, питья как провокаторов мочеиспускания, наполненного желудка, как провокатора дефекации, ведение дневника, позволяющего определить ситуации и время мочеиспускания и дефекации, поощрение использования горшка, введение привычки справлять нужду в туалете, изменение гигиенического ритуала после горшка и после подгузника в сторону смещения приятных ощущений и внимания на ситуацию использования горшка.
Формирование учебного поведения:
Для организации деятельности и активности могут быть полезны программы и электронные ресурсы.
- Использование визуального расписания для планирования активности и системы положительного подкрепления желаемых форм поведения.
- Использование видеомоделирования для формирования ориентировки в задаче и формирования плана деятельности. Дети с аутизмом часто переносят в жизнь знания, наблюдаемые в видеороликах, поэтому можно найти ролики с необходимым содержанием или самостоятельно снять, например, игру или задание.
- Использование приложений для планирования повседневной деятельности.
- Использование когнитивных стратегий регуляции эмоционального состояния, освоение программы «Как работает твой мотор». Использование протоколов когнитивно-поведенческой терапии для детей.
- Организация рабочего места с возможности двигательной активности: накладки на стул в виде балансировочных подушек, массажеров для ног, закрепление эластичной ленты на ножках стола и стульев, подбор осуществляется из предпочтений ребенка и результатов по организации внимания в процессе занятий. Иметь сенсорные игрушки для перерыва с разными ощущениями (предметы, которые можно мять, сжимать, растягивать, суджок колечки, эспандеры разных форм и сопротивления).
- Введение системы жетонного подкрепления для учебных задач.
Помощь в контроле эмоций и саморегуляции, анализе причин проблемного поведения:
- В ситуации эмоционального напряжения необходимо использование сенсорных стратегий регуляции, предварительно необходимо опытным путем подобрать наиболее эффективные. Возможно использование жевательной резинки, активного движения на протяжении 3-5 минут, использовать эспандер по 5-10 нажимов для каждой руки, ритмические медленные НЕГЛУБОКИЕ надавливания на глазные яблоки, умывание прохладной или теплой водой в области лица, уединение в тихом месте с низкой освещенностью, использование утяжеленного одеяла.
- Использование когнитивных стратегий регуляции эмоционального состояния, освоение программы «Как работает твой мотор». Использование протоколов когнитивно-поведенческой терапии для детей.
- ·Необходима регуляция эмоционального состояния родителей и использование последовательных стратегий воспитания. Демонстрация способов совладания с высокой эмоциональностью, возможностью выражать собственную позицию конструктивно, говорить о своих чувствах и желаниях, научиться использовать Я-высказывания во взаимодействии всех членов семьи. Взаимодействие с возбужденным ребенком необходимо только после регуляции собственного эмоционального состояния (успокоиться, перенести разговор).
- Поддержание режима дня и контроль эмоциональной нагрузки, режим просмотра экранов.
- Заполнение родителями протоколов «АВС» прикладной анализ поведения, включающий время, место, присутствующих, события до инцидента (перечнем действий участников), поведение (события, действия и их интенсивность) и последствия (события, которые непосредственно следовали за поведением) оформляется в форме таблицы с последующим анализом с психологом-консультантом для определения функции поведения, триггеров, запускающих поведение.
- Использование положительных подкреплений для формирования желаемого поведения и уход от наказаний.
- Использование социальных историй для формирования социальных форм поведения в группе сверстников.
- Знакомство с понятием «Высокочувствительный ребенок»
- Взрывной ребенок. Новый подход к пониманию и воспитанию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей.
Если у вас есть вопросы, касающиеся развития вашего ребёнка, приглашаем вас посетить первичную консультацию.